Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№274 учебника 2011-2018 (стр. 112):
Прочитайте тексты. Определите стиль речи, способ и средства связи предложений.
I. 1) Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество. Оно придаёт листу такую окраску. (По М. Гумилевской)
2) На влажной земле возле лужицы сидит целая стайка голубых мотыльков. Они плотно сложили вверху, за спиной, свои лёгкие крылышки и как будто дремлют. (Г. Скребицкий)
II. 1) Слово состоит из слогов. Слоги неравноправны, один из них выделен по сравнению с соседними. Этот слог — ударный. («Энциклопедический словарь юного филолога»)
2) Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. («Энциклопедический словарь юного филолога»)
№274 учебника 2019 (стр. 102):
№274 учебника 2021-2022 (стр. 102):
1. Спишите предложения, проговаривая трудные для написания слова по слогам и осмысляя расстановку знаков препинания. Употребите нужный суффикс, учитывая его значение.
1) Всё лето Петя пробе́гал почти нагишом. 2) И теперь, после этого приволья, после всей этой свободы, — ходить в тесной шерст..ой матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой солом..ой шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло! 3) Все дачники были приглашены к утр..ему чаю. 4) Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусств..ые розы, струились шёлковые ленты бубна.* 5) В беседке, при свечах под стекл..ыми колпаками, ужинали взрослые. (В. Катаев)
2. Объясните лексическое значение выделенных слов путём подбора однокоренных.
№274 учебника 2020 (стр. 114):
1. Найдите сложные имена прилагательные. Как они пишутся? В зависимости от написания распределите их в два столбика вместе с определяемым словом.
1) Ярко-белая вспышка молний прорезала ночное небо. Она выхватила глинобитное строение у самой реки. 2) За рекой бело-матовые очертания гор, куда стремился наш маленький геологоразведочный отряд. 3) Север нашей страны давно интересовал меня, но я бывал лишь в Ханты-Мансийском национальном округе. Теперь предстояла поездка в северо-восточную территорию на Новосибирские острова.
2. Спишите первое предложение и выполните его синтаксический анализ.
3. Разберите по составу выделенные слова.
№274 учебника 2023-2024 (стр. 103):
Подготовьте небольшое сообщение на тему «Употребление имён существительных в художественной речи». При подготовке сообщения пользуйтесь материалами упражнений данного параграфа, а также следующим планом.
№274 учебника 2019 (стр. 102):
№274 учебника 2021-2022 (стр. 102):
№274 учебника 2020 (стр. 114):
Обратитесь к темам:
№274 учебника 2011-2018 (стр. 112):
I. 1) Стиль речи - научный. Способ связи - последовательный, средство - местоимение оно.
2) Стиль речи - художественный. Способ связи - последовательный, средство - местоимение они.
II. 1) Стиль речи - научный. Способ связи - последовательный, средство - повтор (слоги).
2) Стиль речи - научный. Способ связи - параллельный, средство - повтор (корень).
№274 учебника 2019 (стр. 102):
№274 учебника 2021-2022 (стр. 102):
1. 1) Всё лето Петя пробегал почти нагишом. 2) И теперь, после этого приволья, после всей этой свободы, — ходить в тесной шерстяной матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой соломенной шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло! 3) Все дачники были приглашены к утреннему чаю. 4) Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусственные розы, струились шёлковые ленты бубна. 5) В беседке, при свечах под стеклянными колпаками, ужинали взрослые. (В. Катаев)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное.
[ ] , [ ] , [ ] .
3. Нагишом — нагой, нагота.
Приволья — привольный, воля.
Шерстяной — шерсть.
Матроске — матрос.
Соломенной — солома.
№274 учебника 2020 (стр. 114):
Через дефис | Слитно |
Ярко-белая вспышка, бело-матовые очертания, в Ханты-Мансийской округе, в северо-восточную территорию. | Глинобитное строение, геологоразведочный отряд, на Новосибирские острова. |
Прорезала, очертания, поездка.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
№274 учебника 2023-2024 (стр. 103):
Имена существительные являются самой распространённой частью речи в русском языке. Существительные не только позволяют назвать и обозначить предметы окружающего мира, но и образно и красочно выразить свои мысли, красиво показать своё отношение к разным вещам и чувствам. Для этого существительные используются в переносном смысле, употребляются синонимы, антонимы, метафоры и сравнения.
С помощью синонимов мы можем одним словом выразить отношение к предмету, например, по-разному назвав глаза: очи, гляделки, глазищи. Антонимы помогают говорящему противопоставить предметы (В жару и в холод он шёл к своей цели.).
Приёмы сравнения и метафоры очень часто используются в художественной речи для лучшего описания (её смех колокольчиком звенит; лес полон тайн, будто старый сундук вещами).
Имена существительные в роли поэтического обращения часто используются в фольклорной речи, в стихах и поэмах. "Ветер, ветер, ты могуч!" (Пушкин)
Вернуться к содержанию учебника