Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№308 учебника 2011-2018 (стр. 122):
1. Рассмотрите данные примеры. Образование форм какого наклонения представлено в каждой группе?
1) Видел + бы, видела + бы, видело + бы, видели + бы.
2) Жить, живут — живи — живите;
быть, будут — будь — будьте;
резать, режут — режь — режьте;
литься, льются — лейся — лейтесь.
2. Расскажите, используя приведённые выше примеры, как образуются глаголы сослагательного и повелительного наклонения. Перечислите формы, которые они могут иметь.
3. Как следует писать частицу бы с глаголами?
№308 учебника 2019 (стр. 115):
№308 учебника 2021-2022 (стр. 115):
1. Сохраняя орфоэпические пометы, выпишите из орфоэпического словарика все прилагательные и распределите по группам слова, в которых возможны ошибки: а) только в произношении; б) только в ударении; в) как в произношении, так и в ударении; г) в образовании грамматической формы. Прочитайте прилагательные в соответствии с орфоэпическими пометами.
2. Используя записанные слова и материалы § 30, выделенные цветом, подготовьте высказывание на тему «Правильное употребление в речи имён прилагательных».
№308 учебника 2020 (стр. 127):
1. Выразительно прочитайте данные предложения. Какие синонимы к слову иностранный в них использованы? Проверьте свои предположения по словарику синонимов.
1) Не мешает заметить, что в разговор обеих дам вмешивалось очень много иностранных слов и целиком иногда длинные французские фразы. (Н. Гоголь) 2) Он видел, какими щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тётушкам и сёстрам. (Н. Гоголь) 3) Спустя несколько месяцев в Доме дружбы был какой-то вечер встречи с зарубежными гостями. (Д.Гранин) 4) По всем иноземным морям и странам слава о нас идёт. (А. Прокофьев) 5) Она взглянула смеющимися глазами на робко вошедшего вместе с Максимом мальчика и на Иохима, который просил позволения послушать заморскую музыку. (В. Короленко) 6) Мы люди чужестранные, у нас забота есть. (Н. Некрасов)
2. Выпишите прилагательные-синонимы, разберите их по составу и определите способ образования каждого из них.
3. Объясните лексическое значение выделенных слов. Выполните лексический анализ одного из них.
№308 учебника 2023-2024 (стр. 115):
Используя материалы § 30, составьте контрольные вопросы на тему «Словообразование имён прилагательных».
№308 учебника 2020 (стр. 127):
Памятка: словообразование.
№308 учебника 2011-2018 (стр. 122):
1. Образование формы:
2. Форма условного наклонения образуется путём прибавления к глаголу в прошедшем времени частицы бы (б):
Видел + бы, видела + бы, видело + бы, видели + бы.
Глаголы в условном наклонении не имеют времени, но изменяются по родам и числам:
Форма повелительного наклонения образуется путём прибавления к основе настоящего (простого будущего) времени суффикса -и-, а во множественном числе добавляется окончание -те:
жить, живут — живи — живите.
Иногда она образуется без суффикса -и-:
быть, будут — будь — будьте;
В форме повелительного наклонения на конце глагола после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак.
Например: будь, будьте, режь, режьте.
Возвратные глаголы образуются добавлением буквы й в основу:
литься, льются — лей ся — лейтесь.
Глаголы в повелительном наклонении не имеют времени. Они изменяются только по числам.
3. Частица бы пишется с глаголами отдельно.
№308 учебника 2019 (стр. 115):
№308 учебника 2021-2022 (стр. 115):
а) ку[п’э]ейный, лё[х’к’]ий, мело[ч’н]ый, су[ф’]иксальный.
б) а́вгустовский, грунтова́я, домо́вая, домо́вый, ку́хонный, ли́вневый, му́скулистый и мускули́стый, сливовый, слогово́й, языково́й.
в) жестка́ [ыэ], начата́ [иэ], отнята́ [иэ], поднята́ [иэ].
г) бле́дный (бле́ден, бледна́, бле́дно, бле́дны и бледны́), ве́рный (ве́рен, верна́, ве́рно, верны́), взя́тый (взят, взята́, взя́то, взя́ты), гро́мкий (гро́мок, громка́, гро́мко, гро́мки), далёкий (далёк, далека́, далёко и доп. далеко́, далеки́ и далёки), дешёвый (дёшев, дешева́, дёшево, дёшевы), жёсткий (ёсток, жестка́ [жыэ], жёстко, жёстки), за́литый (за́лит, залита́, за́лито, за́литы), за́нятый (за́нят, занята́, за́нято, за́няты).
№308 учебника 2020 (стр. 127):
1. Иностранный: заграничный, зарубежный, иноземный, заморский, чужестранный.
2. Щегольской — изысканно нарядный, модный.
Таможенный — относящийся к таможне (пограничная служба).
Батист — тонкая полупрозрачная ткань из льна или хлопка.
Щегольской:
3. Иностранный (сложение с присоед. суффикса),
заграничный (прист.-суфф.), зарубежный (прист.-
суфф.), иноземный (слож. с присоед. суффикса),
заморский (прист.-суфф.), чужестранный (слож.
с присоед. суффикса).
№308 учебника 2023-2024 (стр. 115):
Вопросы:
1. Какие основные способы образования имён прилагательных? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью соединительной гласной; сложение с помощью соединительной гласной и одновременным присоединением суффикса)
2. Какие суффиксы участвуют в образовании качественных имён прилагательных? (-ав, -ив, -ат, -чив, -оват, -еват, -аст, -ист, -н)
3. Какие суффиксы участвуют в образовании относительных имён прилагательных? (-ск, -ов, -ан, -ян, -н)
Вернуться к содержанию учебника