Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№338 учебника 2011-2018 (стр. 133):
1. Прочитайте тексты сначала про себя, а затем правильно и выразительно вслух.
I. На голом сучке сидит презабавный совёнок. Очень важно сидит, хотя со стороны похож на клок простой овечьей шерсти. Я пр..седаю на корточках и строю совёнку рожу.
Совёнок польщён, он рад-радёшенек развлечению. Переминается с ноги на ногу, словно пританцовывает.
(По Н. Сладкову)
II. 1) Воробышки игривые, что детки сиротливые, пр..жались у окна. 2) В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, пр..ютились к вербам сиротливо избы деревень. 3) Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня пр..мечталось, что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось. 4) Белая берёза под моим окном пр..накрылась снегом, точно серебром.
(С. Есенин)
III. 1) Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг п..лестный. 2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...
(А. Пушкин)
2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и обозначая приставки. Выделите корни в словах с начальными при или пре.
3. Проведите орфографический анализ выделенных слов.
4. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с обращениями.
5. Выразительно прочитайте строки из стихотворений С. Есенина. Попробуйте описать те картины, которые рисуются в вашем воображении при чтении этих отрывков.
№338 учебника 2019 (стр. 124):
№338 учебника 2021-2022 (стр. 124):
УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТ
Перед вами первое предложение текста. Продолжите этот текст, используя слова и выражения, близкие по значению слову маленький. Тему текста и конкретные предметы речи определите сами. При выполнении задания пользуйтесь материалами предыдущего упражнения.
Всё здесь было как настоящее, только очень маленькое.
№338 учебника 2020 (стр. 139):
№338 учебника 2023-2024 (стр. 125):
1. Спишите загадки, вставляя на месте пропусков одну или две буквы и. Суффиксы обозначьте.
1)Конь стальной* , хвост льня..ой. 2) Чёрный Ивашка, деревя..ая рубашка*, где носом ведёт, там заметку кладёт. 3) Поля стекля..ые, межи деревя..ые. 4) Катится золотое яблочко по серебря..ому блюдечку.* 5) По полотня..ой стране пароход* плывёт, за ним такая гладь*, что и зыби не видать.
2. Отгадайте загадки (сделать это вам помогут рисунки).
№338 учебника 2011-2018 (стр. 133):
Вставим пропущенные буквы:
№338 учебника 2023-2024 (стр. 125):
№338 учебника 2011-2018 (стр. 133):
2. I. На голом сучке сидит презабавный совёнок. Очень важно сидит, хотя со стороны похож на клок простой овечьей шерсти. Я приседаю на корточках и строю совёнку рожу.
Совёнок польщён, он рад-радёшенек развлечению. Переминается с ноги на ногу, словно пританцовывает.
(По Н. Сладкову)
II. 1) Воробышки игривые, что детки сиротливые, прижались у окна. 2) В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень. 3) Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось. 4) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
(С. Есенин)
III. 1) Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный. 2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...
(А. Пушкин)
3. Овечьей — о́вцы, разделительный Ь перед Е.
Рад-радёшенек — дефис из-за повтора.
Переминается — И в корне с чередованием, т.к. есть суффикс -а-; (что делает?).
Сиротли́вые — сиро́тка.
Жёлтая — есть слово с чередованием - желтеть.
Дремлет — дремать, I спр.
Солнце — солнечный. Чудесный — чудесен.
Дремлешь — дремать, I спр; грамматич. Ь после шипящего в глаголе 2 лица ед. ч.
Прелестный — прелестен.
Знаешь — знать, I спр.; грамматич. Ь после шипящего в глаголе 2 лица ед. ч.
Утреннему — удвоенные согласные в суффиксе -енн-.
№338 учебника 2019 (стр. 124):
№338 учебника 2021-2022 (стр. 124):
Всё здесь было как настоящее, только очень маленькое. Крошечные домики с миниатюрными заборчиками приглашают в гости, небольшие машинки и автобусы катятся по улицам мини-города. В магазинчиках продают крохотные фрукты и овощи, в кафе предлагают игрушечную еду. По тротуарам спешат человечки, в парке играют малыши, на аллее гуляет мама с коляской. Лего-город выглядит совершенно реальным!
№338 учебника 2020 (стр. 139):
Гроза, раскаты, оживлялся, крышей, бродил по чердаку, висела, низко, излучала, свет, выбрасывала искры, раздумывала.
Узкая дорожка, возвращался из булочной, слабый шорох, настойчивый сигнал, фонарному столбу.
Черкасская порода, железнодорожный сторож, прилетают кормиться, красногрудые красавцы, охотно поют.
Быть бескорыстной, переживать горе, бесценный помощник, пернатые переселенцы, грачиные колонны, четырёхмесячное отсутствие, побеги сосен, можжевельник.
№338 учебника 2023-2024 (стр. 125):
1)Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой) 2) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш) 3) Поля стеклянные, межи деревянные. 4) Катится золотое яблочко по серебряному блюдечку. (Солнце) 5) По полотняной стране пароход плывёт, за ним такая гладь, что и зыби не видать. (Утюг)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
Стальной ← сталь (суффиксальный способ)
Рубашка ← рубаха (суффиксальный способ)
Пароход ← пар + о+ ходит (способ сложения)
Гладь ← гладкий (бессуффиксный способ)
Вернуться к содержанию учебника